Астрономы наблюдают межзвёздный материал, вращающийся около чёрной дыры Млечного путиДля получения этого изображения были использованы данные моделирования орбитальных движений газа, вращающегося на скорости около 30% от скорости света вокруг сверхмассивной чёрной дыры. Авторы и права: ESO / GRAVITY Collaboration / L. Calçada.

Астрономы, использующие интерферометр VLTI, установленный на Очень Большом Телескопе обнаружили вспышки инфракрасного излучения, исходящие из аккреционного диска вокруг центральной чёрной дыры известной как Стрелец А* (Sagittarius A*), масса которой в 4 миллиона раз больше солнечной.

Вспышки, обнаруженные прибором GRAVITY, обеспечивают долгожданное подтверждение того, что объект в центре нашей Галактики является сверхмассивной чёрной дырой.

Вспышки являются следствием движения материала, находящегося в аккреционном диске вблизи горизонта событий чёрной дыры.

Хотя некоторое количество вещества в аккреционном диске – поясе газа, вращающегося вокруг Стрелец А* на релятивистских скоростях, – может безопасно вращаться вокруг чёрной дыры, всё, что подходит слишком близко, обречено на то, чтобы уже никогда не вернуться из-за горизонта событий.

Ближайшая точка к чёрной дыре, в которой материал всё ещё может находиться на орбите и не быть поглощённым этим массивным объектом называется самой внутренней стабильной орбитой, и именно тут формируются наблюдаемые вспышки.

“Поразительно наблюдать за материалом, вращающимся вокруг массивной чёрной дыры на скорости всего в три раза меньшей, чем скорость света”, – сказал член команды доктор Оливер Пфуль (Oliver Pfuhl), исследователь из Института физики инопланетян Макса Планка.

Огромная чувствительность инструмента GRAVITY позволила астрономам наблюдать процессы, происходящие в аккреционном диске чёрной дыры в реальном времени.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.

Больше информации: https://www.aanda.org/